В разгар эпидемии коронавирусной инфекции COVID-19 президент США Дональд Трамп смягчил перспективные экологические требования для новых автомобилей, что в теории должно сэкономить автопроизводителям миллиарды долларов. Но не все компании этому рады!
Дональд Трамп пришёл к власти во многом благодаря простым американским рабочим и домохозяйкам, далёким от идей климатических алармистов, считающих что нужно срочно и любой ценой спасать планету от антропогенного СО2, парникового эффекта и глобального потепления.
Трамп обещал своим избирателям избавить американский автопром от бессмысленного, по его мнению, экологического бремени, наложенного администрацией Барака Обамы в 2012 году, и, наконец, добился своего.
31 марта Агенство по охране окружающей среды (EPA), отвечающее в США за сертификацию автомобилей, опубликовало финальную версию скорректированных норм экономичности и токсичности на ближайшие шесть лет.
Эти нормы предполагают сокращение выбросов СО2 новыми автомобилями в период с 2021 по 2026 год на 1,5% ежегодно, а не на 5%, как того требовали «правила Обамы».
Средняя корпоративная топливная экономичность (обозначается аббревиатурой CAFE, вычисляется как среднее гармоническое по парку) за означенные период должна составить 40,4 миль на одном галлоне (mpg), а не 46,7 mpg к 2025 году, как того требовали «правила Обамы». В переводе на понятные нам единицы это означает 5,82 л/100 км вместо 5,04 л/100 км соответственно.
EPA объясняет корректировку тем, что более мягкие требования точнее соответствуют национальным интересам.
Они в частности позволят снизить розничные цены на автомобили примерно на 1000 долларов, уменьшить стоимость владения автомобилем примерно на 1400 долларов, благодаря чему американцы смогут позволить себе чаще покупать новые машины, национальный парк от этого обновится (сейчас средний возраст автомобиля в США составляет 12 лет), станет чище и безопаснее.
В пресс-релизе EPA также приведены и другие любопытные выдержки из 1975-страничного доклада, показывающие выгоду от смягчения требований: более современные и безопасные автомобили на дорогах позволят до 2029 года сократить количество смертельных ДТП на 3300 случая, количество тяжёлых травм — на 46 000, количество лёгких травм — на 397 000, количество повреждённых автомобилей — на 1,8 млн.
Послабление норм позволит производителям сэкономить на экологической адаптации автомобилей более 100 млрд долларов и направить сэкономленное на совершенствование систем безопасности, сохранение рабочих мест и социальные расходы, а также продать дополнительно 2,7 млн автомобилей.
Утверждению скорректированных требований предшествовали три года жёстких межведомственных дебатов и судебных разбирательств, а самое интересное, что новые правила имеют федеральный статус, то есть им обязана подчиняться даже Калифорния, чьи экологические нормы были гораздо жёстче, чем в других штатах.
Экологические активисты, впрочем, обещают бороться за право Калифорнии на собственные стандарты до последнего, но, скорее всего, ничего у них не выйдет — закон есть закон.
Тем менее ряд производителей, а именно BMW, Ford, Honda, Volkswagen и Volvo всё же добровольно обязались придерживаться аннулированных калифорнийских норм, которые предполагают снижение выбросов СО2 на 3,7% ежегодно в период с 2022 по 2026 год. 31 марта Трамп назвал в своём Твиттере руководителей этих компаний «политкорректными глупцами», но топ-менеджеры, кажется, уже привыкли, что Трамп общается с ними в предельно грубой, если не сказать хамской манере — достаточно вспомнить его истерику по поводу проволочек с запуском производства аппаратов ИВЛ на заводах Ford и GM.
Леволиберальная американская пресса после публикации EPA новых требований обрушилась на Трампа с жесточайшей критикой — мол, вместо того, чтобы спасать людей от эпидемии COVID-19, он решил испортить всем американцам воздух. Но если смотреть на вещи трезво, то именно сейчас — самое время для подобных послаблений: американский рынок падает в пропасть, бензин дешевеет, и смягчение экологических требований можно подать как меру поддержки экономики вообще и автопрома в частности.
Любопытно, кстати, будет ли Европа пересматривать свои драконовские экологические требования к новым автомобилям в связи с эпидемией COVID-19. Ещё до неё производители жаловались на невозможность им соответствовать, готовились выплачивать огромные экологические штрафы, терпеть убытки, закрывать заводы и сокращать рабочих.
Между тем рабочие места после нескольких месяцев простоя экономики рискуют оказаться куда более востребованными у народа, чем виртуальный чистый воздух без антропогенного СО2 к 2050 году, на который Еврокомиссия планировала пустить триллионы евро.